Вы здесь

Е. Джиоева. Навеки с Россией

Навеки с Россией

Недавно мы отмечали День независимости России, но было бы лучше писать и говорить не об этом празднике, а о русско-осетинских отношениях, связывающих и объединяющих два древних народа.
Русско-осетинские отношения имеют древние корни. Известный историк М. Блиев, ссылаясь на русские летописи и другие древние источники, относит становление русско-осетинских отношений ещё к X веку, когда осетины были участниками военных походов Киевского князя Святослава, а русские князья -сын Владимира Мономаха Ярополк, князь Андрей Боголюбский и его брат Всеволод П Большое гнездо, киевский князь Мстислав Святославович были жената на осетинских княжнах-алаякэх.
Экскурс в историю свидетельствует, что и вся последующая историческая действительность Осетии тесно переплеталась не только родственными, династическими связями, но и непрекращающимися русско-осетинскими отношениями. В разные исторические эпохи они были связаны как е экономическими, так и с политическими проблемами. Наиболее ярко они были обозначены в первой половине ХУШ в.
Царское правительство хорошо понимало значение военно-стратегического положения Осетии на Кавказе. Еще в 1743 году была создана Осетинская духовная комиссия. Известна её роль в распространений христианства среди осетин» И уже тогда осетины в свою очередь ставили вопрос перед Комиссией о присоединении Осетии к России. Конечно, имперское правительство заботилось не только о распространении христианства и крещении осетин.
В 1743 году правительственный Сенат в обращении к Синоду просил собрать сведения об осетинском народе и "возможности отправления в Осетию проповедников" для крещения осетинского народа. Святейший Синод сообщал Сенату, что "...оной осетинский народ подлинно ли вольной и не под владением ли других государств обстоит, персидским или турецким, и какова состояния есть, и в союзе с Россией и можно ли туда для проповеди без всякой от возмущения и убийства... духовных послать". В "Доношении" государственной коллегии иностранных дел сообщалось: "...осетинский народ имеет склонность к христианству•.. он издревле... был православный христианский... ибо в тех их жительствах в знак древнего их благочестия свидетельствуют и поныне каменные церкви и в них святые иконы и книги...".
В исторических документах ХУШ века много сведений, говорящих о том, что "здешние главные люди ехать в Россию весьма желают (с.76) и поклониться ея императорскому величеству"... о приезде в Россию из Осетии ради крещения и для других ... секретов...". Осетинские послы вместе с укреплением экономических (торговых) и военно-стратегических интересов давали знать России ещё и об огромных природных богатствах Осетии.
Вот одно из многих прошений 1755 года, когда приехали из Осетии в Кизлярскую крепость: "по просьбе осетинского народа... по прибытии своём в Кизляр... подали главнокомандующему здесь в Кизляре бригадиру челобитную о том, что они желают быть под протекцией ея императорского величества". Они просили императрицу выселиться из гор в степи на удобное место.
Многие исторические документы XVII века говорят об официальных и неофициальных осетинских посольствах в Петербурге по так называемому земельному вопросу и «внешней безопасности» Осетии, которые осетины связывали с установлением протектората России.
Руководитель осетинского посольства в Петербурге в 1749-1952 гг. Зураб Елиханов на собрании Сената в июле1750 года доложил о «секретах» осетинской миссии. В этих «секретах» имелось в виду желание передать просьбу всего осетинского народа быть в подданстве России.
Был поставлен вопрос о присоединении Осетии к России. Как известно, в то далекое время Осетия не делилась на Северную и Южную. Как единое целое Осетия была присоединена к России в 1744 году
Эти посольства и прошения передовых представителей осетинского народа, их содержание еще больше убеждали имперское правительство о военно-стратегическом значении России на Кавказе.
Правительство и Синод через многочисленные сообщения духовных лиц, распространяющих христианство на Кавказе, изучали экономическое состояние осетинского народа, территориальное, коммуникационное положение, а также верность и расположение осетин к России. И в рассуждении коллегии иностранных дел об осетинах в 1753 году говорилось: «А для поселения осетинцов определены уже быть могут все те места, которые на Кизлярской стороне реки Терека… по Тереку вниз простираются, будучи как лесом, так и землею на пашню сенными, покоселыми и другими угодиями… а притки и от Кабардинских жилищ большою рекою». Следовательно, говорилось в документе, ни кабардинцы, ни турки по справедливости «нарекать причины не будут» (там же, с. 401).
Экскурс в историю свидетельствует, что еще столетия назад передовые представители и общественные деятели Осетии беспокоились о судьбах своего народа, считали серьезной задачей проблему вхождения Осетии в состав России. Уже в те далекие годы Осетия неразрывно связывала себя с Россией. И в этом отношении эти посольские миссии имели огромное значение.
Как будто народные дипломаты смотрели сквозь века, пророчески видели будущее осетинского народа: XVII столетие было важной вехой формирования народного сознания и общественного мнения.
Как и столетия назад, русско-осетинские отношения – одно из важных направлений внешней политики РЮО. Хочу подчеркнуть, что политический аспект этих отношений сегодня основан на гуманных и гуманитарных принципах к нуждам малочисленного осетинского народа, издревле тяготевшего к России.
Декларация о государственном суверенитете, т.н. новое мышление и другие составляющие т.н. перестройки демонтировали Союз. Одной из первых отделилась Грузия. Она указала дорогу и своим бывшим автономным образованиям, и они последовали ее примеру. Процесс шел не только в Закавказье, но и по всей стране.
Сегодня Республика Южная Осетия состоялась де-факто. На ее территории живут и грузины, с которыми мы, осетины, издревле в близком родстве и добрососедстве. Мы уважаем и ценим грузинский народ, знаем их певцов, актеров, представителей науки, литературы и искусства.
Но время диктует свои условия, народы стремятся формировать свою государственность, создаются и условия для объединения двух частей Осетии, о чем как указано выше мечтали лучшие представители общественной мысли предшествующих поколений.
Отечество наше здесь на юге переживает сложное и тревожное время. Мы, осетины, сегодня чувствуем моральную, материальную, гуманитарную и политическую поддержку России. И мы свое будущее видим в составе Великой державной России.

Е. Джиоева,
доктор исторических наук, профессор.