Вы здесь

Георгий Судовцев. Кризис будущего

Современный мир на на­ших гла­зах всё глуб­же по­гру­жа­ет­ся в кри­зис. По­гру­жа­ет­ся мед­лен­но и без­на­дёж­но. Учё­ные, фи­нан­си­с­ты, по­ли­ти­ки лишь от­ме­ча­ют всё но­вые при­зна­ки и зо­ны ка­та­ст­ро­фы. Од­на­ко ни­че­го ис­пра­вить не уда­ёт­ся: лю­бые их ре­цеп­ты по­че­му-то ока­зы­ва­ют­ся не­со­сто­я­тель­ны­ми, лю­бые дей­ст­вия — не­до­ста­точ­ны­ми и по­рож­даю­щи­ми но­вые не­раз­ре­ши­мые про­бле­мы.
А ведь сов­сем не­дав­но очень мно­гим ка­за­лось, что с кра­хом со­вет­ско­го про­ек­та и окон­ча­ни­ем "хо­лод­ной" Тре­ть­ей ми­ро­вой вой­ны все кон­флик­ты бла­го­по­луч­но раз­ре­ше­ны, и те­перь че­ло­ве­че­ст­во смо­жет бес­ко­неч­но на­слаж­дать­ся жиз­нью в "но­вом пре­крас­ном ми­ре" — ми­ре гло­баль­но­го до­ми­ни­ро­ва­ния Со­еди­нён­ных Шта­тов Аме­ри­ки и "об­ще­че­ло­ве­че­с­ких цен­но­с­тей".
Впол­не адек­ват­но вы­ра­зив­шая и от­ра­зив­шая эти уто­пи­че­с­кие на­ст­ро­е­ния кни­га Френ­си­са Фу­ку­я­мы "Ко­нец ис­то­рии" (1993) сра­зу же ста­ла все­мир­но из­ве­ст­ной. И лишь не­мно­гие за­ме­ти­ли, что тем са­мым вся за­пад­ная ци­ви­ли­за­ция про­из­нес­ла ро­ко­вые сло­ва гё­тев­ско­го Фа­у­с­та: "Ос­та­но­вись, мгно­ве­нье! Ты пре­крас­но!" А зна­чит, её "сдел­ка с дья­во­лом" за­вер­ши­лась.
Се­го­дня уже по­нят­но, что мир бу­ду­ще­го не ста­нет ни бо­лее спра­вед­ли­вым, ни бо­лее бла­го­по­луч­ным, ни да­же бо­лее про­тя­жен­ным, чем се­го­дня. Со­зда­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что мы за­бра­лись на ка­кую-то вер­ши­ну, от­ку­да все пу­ти ве­дут толь­ко вниз. И — ма­ло то­го! — без осо­бой на­деж­ды на ка­кое-то но­вое вос­хож­де­ние.
Поэтому главной целью становится сохранение нынешнего статус-кво, чтобы любой ценой удержаться на вершине, "остановить мгновение". Но песок времени осыпается неумолимо...
У этой безнадёжной битвы против собственного будущего есть и еще один немаловажный аспект — исторический. Ведь всё, что имеет конец, имеет и на­ча­ло.
Упо­мя­ну­тая вы­ше "сдел­ка с дья­во­лом" — во­все не ис­клю­че­ние из об­ще­го пра­ви­ла. И, мо­жет быть, ес­ли мы пой­мём, ког­да и как она бы­ла за­клю­че­на, в са­мих ус­ло­ви­ях этой сдел­ки удаст­ся оты­с­кать, раз­гля­деть, ис­поль­зо­вать не­кий "код спа­се­ния", "код вы­хо­да" из неё?
Ра­зу­ме­ет­ся, на­звать точ­ную да­ту и точ­ное ме­с­то столь гран­ди­оз­но­го и по оп­ре­де­ле­нию тай­но­го со­бы­тия — весь­ма за­труд­ни­тель­но, тем бо­лее — не про­фес­си­о­наль­но­му ис­то­ри­ку, ка­ко­вым ав­тор этих строк, увы, не яв­ля­ет­ся. Мож­но лишь по­пы­тать­ся ука­зать его при­мер­ные ко­ор­ди­на­ты во вре­ме­ни и про­ст­ран­ст­ве.
На мой взгляд, это весь­ма крат­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни меж­ду ос­во­бож­де­ни­ем па­пы Рим­ско­го Льва IX (12 мар­та 1054 го­да) из поч­ти де­вя­ти­ме­сяч­но­го нор­манн­ско­го пле­на по­сле бит­вы при Чи­ви­та­те и на­ча­лом Ве­ли­ко­го Рас­ко­ла хри­с­ти­ан­ст­ва на ка­то­ли­че­с­кую и пра­во­слав­ную церк­ви, по­ло­жен­но­го вза­им­ным ана­фе­мат­ст­во­ва­ни­ем 16-20 ию­ля 1054 го­да пап­ских ле­га­тов во гла­ве с кар­ди­на­лом Гум­бер­том и па­т­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ми­ха­и­ла (Ке­ру­ла­рия).
На­до ска­зать о том, что в лет­нем не­бе над Кон­стан­ти­но­по­лем и Ри­мом тог­да си­я­ло сра­зу два солн­ца: 4 ию­ля свет вспыш­ки взо­рвав­шей­ся сверх­но­вой звез­ды, ны­не став­шей Кра­бо­вид­ной ту­ман­но­с­тью, до­стиг на­шей пла­не­ты, что бы­ло за­фик­си­ро­ва­но в за­пи­сях ки­тай­ских и араб­ских ас­тро­но­мов то­го вре­ме­ни. Вто­рое "солн­це" мож­но бы­ло ви­деть не­во­ору­жен­ным гла­зом да­же днём до 27 ию­ля 1054 го­да. Сов­па­де­ние двух со­бы­тий та­ко­го мас­шта­ба: ис­то­ри­че­с­ко­го и ас­тро­но­ми­че­с­ко­го, — вы­гля­дит прак­ти­че­с­ки не­ве­ро­ят­ным и не­слу­чай­ным (вспом­ним хо­тя бы роль сол­неч­но­го за­тме­ния 1 мая 1185 го­да, опи­сан­но­го в "Сло­ве о пол­ку Иго­ре­ве" и поз­во­лив­ше­го точ­но да­ти­ро­вать по­ход нов­го­род-се­вер­ско­го кня­зя Иго­ря Свя­то­сла­ви­ча и его бра­ть­ев на по­лов­цев...
Место "сделки с дьяволом"? Скорее всего, Северная Италия в треугольнике Ге­нуя—Рим—Ве­не­ция.
Сто­ро­ны-субъ­ек­ты сдел­ки? Ска­жем так, бу­ду­щая "чёр­ная ари­с­то­кра­тия", включая будущих братьев-тамплиеров, и представители сообщества античных гностиков, уже тогда известные под именем "хаверим" и растворенные в иудейской (еврейской) об­щи­не.
Имен­но там и тог­да за­ро­ди­лась пер­вая и по­ка един­ст­вен­ная ци­ви­ли­за­ция, про­ро­че­с­ки на­зван­ная за­пад­ной, ко­то­рая ста­ла — вся! — жить в долг у соб­ст­вен­но­го бу­ду­ще­го. И за про­шед­шие во­семь с лиш­ним ве­ков этот долг вы­рос на­столь­ко, что стал не­о­плат­ным. Те­перь змея сама себя ку­са­ет за хвост.
На пу­ти этой, за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции бы­ли, вне вся­ко­го со­мне­ния, ве­ли­чай­шие, вы­да­ю­щи­е­ся свер­ше­ния: кре­с­то­вые по­хо­ды, Ре­нес­санс, Ве­ли­кие Ге­о­гра­фи­че­с­кие от­кры­тия, эпо­ха Про­све­ще­ния, на­уч­но-про­мы­ш­лен­ная ре­во­лю­ция XVIII ве­ка и на­уч­но-тех­ни­че­с­кая — ХХ ве­ка. Но эти же пу­ти бы­ли од­но­вре­мен­но и пу­тя­ми ве­ли­чай­ших пре­ступ­ле­ний про­тив че­ло­ве­че­ст­ва, ни­че­го об­ще­го не име­ю­щи­ми с иде­а­ла­ми хри­с­ти­ан­ской ве­ры. И, как сказано в Евангелии, "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 16:26).
Не бо­ясь по­ка­зать­ся за­мше­лым ор­то­док­сом или, на­про­тив, не­ис­пра­ви­мым эку­ме­ни­с­том, ри­ск­ну пред­по­ло­жить, что един­ст­вен­ный не­смер­тель­ный, не­ка­та­с­т­ро­фи­че­с­кий вы­ход из ны­неш­не­го кри­зи­са не­воз­мо­жен без ис­крен­не­го по­ка­я­ния ка­то­ли­че­с­кой Церк­ви и без её воз­вра­ще­ния в ло­но Пра­во­сла­вия.

Источник: http://www.zavtra.ru/content/view/krizis-buduschego/