Вы здесь

Тезаурус

К проблеме выстраивания осетинского философского понятийного аппарата

«Наука логики» находится в пятом томе данного издания. Начинается том с предисловия, подписанного именем учреждения – «Институт философии Академии наук СССР». В предисловии коротко излагается история переводов Гегеля с критическим разбором; указывается, что новый перевод, т. е. перевод Б. Г. Столпнера, не просто сдан в публикацию – произведена сверка перевода В. К. Брушлинским, и сверенный текст отредактирован М. Б. Митиным (один из ведущих специалистов того времени). Затем даются работы В. И. Ленина «К вопросу о диалектике», «План диалектики (логики) Гегеля», «Конспект книги Гегеля «Наука логики»», представляющие существенную ценность сами по себе, но приобретающие особое звучание в непосредственной увязке с гегелевским текстом. «Столпнеровский» перевод заметно, а в немалой части и сильно отличается от перевода 1975 года. «Бытие, - пишется в нём, - есть неопределённое непосредственное. Оно свободно от определённости по отношению к сущности, равно как ещё свободно от всякой определённости, которую оно может получить внутри самого себя. Это не имеющее рефлексии бытие есть бытие, как оно есть непосредственно лишь в самом себе.

Проблемы современной идеологии и Победа 1945 года

Очень короткий отрезок времени у нас заняло увлечение либерально-демократическими лозунгами в их западно-импортном исполнении. Жизнь требовала реализма, и очень скоро у нас однозначно и бесповоротно возобладала идеология традиционал-патриотизма. Более того, во второй половине 90-х гг. прошлого века общество дозрело до того, чтобы закрепить в нашей Конституция кардинальное положение о православии и традиционных осетинских верованиях, как основы национального менталитета, осетинского мировоззрения (при этом оба компонента взаимно дополняемы в общественном сознании). Противодействие общему врагу выработало политико-идеологический консенсус практически всех общественных групп в республике. Здравомыслящий учет реалий, в которых продолжает своё трудное историческое бытие признанная теперь уже Республика, указывает на укрепление идеологического вектора, который я бы предварительно попытался очертить как христианский прогрессистский коллективизм, органично включающий в себя базовые библейские ценности, социалистическую идеологию основ общественного устройства и стремление к новейшим общественно-технологическим находкам XXI века. Думается, это то, что нам нужно.
 

«Понятие «окна возможностей» применительно к интеграционно-воссоединительному процессу Осетии (1925 г.)»

Монография Заслуженного деятеля науки Республики Южная Осетия, доцента кафедры философии ЮОГУ, кандидата философских наук Коста Дзугаева «Понятие «окна возможностей» применительно к интеграционно-воссоединительному процессу Осетии (1925 г.)». 
Книга 
посвящена второй попытке воссоединения Осетии в составе России, которая имела место в 1925 году. 
На презентации монографии присутствовали:
Президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, 
председатель парламента Петр Гассиев, 
министр образования и науки Натали Гассиева, 
ректор ЮОГУ Вадим Тедеев, 
посол Абхазии в Южной Осетии Алан Елбакиев, 
научные деятели Южной и Северной Осетии, 
руководители учебных заведений республики.

Скачать в формате *.pdf, 1,21 Мб

Коста Дзугаев. Категориальный анализ в работах Р. С. Кабисова

Монография 2003 года издания «Из истории и теории категорий философии» посвящена непосредственно исследованию понятия «категории». Здесь Р. С. Кабисов сразу указывает на фундаментальное обстоятельство, а именно на то, что категории не могут пониматься только лишь как предельно общие понятия, т. е. лишь как форма мышления – а напротив, должны пониматься как некое высказывание о предмете, и даже более того – как «какое-то важное о нём решение, как бы привлечение его к ответственности, высказывание о нём чего-то весьма важного, внутреннего, существенного» (с. 4), цитируя предлагаемую А. Лосевым семантику термина. Рутен Семёнович знает, и сообщает об этом читателям, что проблема существенно осложняется «и тем обстоятельством, что категории допускали, предполагали, а в известном смысле даже требовали своего исследования, по меньшей мере, в трёх органически между собой связанных плоскостях: онтологической, гносеологической и логической» (с. 5). Далее следует замечательно ясное рассмотрение конкретики состава категорий, их толкования в истории философии, отдельно рассмотрен средневековый период, и в завершение исследования автор считает необходимым представить свои соображения о категории культуры; такой финал я считаю прямым подтверждением своего утверждения о нацеленности всего кабисовского философствования на повышение общекультурного уровня той читательской аудитории, которой Рутен Семёнович адресовал свои труды.
       
 

Ночь перед Рождеством, или Природа и церковь о воссоединении Осетии.

Вот это, что и говорить, фанатизм и одержимость, не так ли? Куда мне до такого накала. При этом, коллеги, я вижу и провожу черту между этими и ещё подобными примерами — и примерами проплаченной подрывной деятельности, чему в эти пред‑ и постновогодние дни тоже есть предельно характерные примеры. Но здесь активничают безликие тупые интернетные хамы, чьи фейсбучные псевдонимы не заслуживают упоминания, и пытаются впарить (вот ведь прицепилось ко мне это словечко от коллеги Алексея Мартынова?..) малоискушённым читателям всякую дурь в попытке дискредитировать заявление президента А. Бибилова о том, что «независимцам» пора задуматься, почему их позиция совпадает с позицией Грузии. Тупость этого безликого интернетного хамья прежде всего проявляется в их самонадеянной уверенности в их анонимности; так вот, они все до последнего отлично известны (и Кровавая Гебня здесь ни при чём, у вменяемого народного большинства есть, смею вас заверить, батеньки вы мои, архиэффективная народная спецслужба). Те же из них, кто надеется на свою «крышу», — эти уже безнадёжно-прочно стоят на твёрдом дне своей тупости. А вот за подлейший термин «русетины» (вспоминается столь же издевательское «нафиизм», из девяностых годов…) можно и к стеночке прислонить, точно в стиле моего фейсбучного френда ((c)Алан Татаров): «Расстрелять!» Виртуально, конечно.

Коста Дзугаев: Итоги-2017: «Борьба за исторический выбор обостряется»

Глобальная тенденция очевидна и персонифицирована фигурой Дональда Трампа. Обратите внимание, какие шараханья наблюдаются в российском экспертном сообществе и СМИ в оценках его деятельности: это ведь отражение борьбы в политико-управленческом слое между сторонниками и противниками глобализационной унификации народов и государств. В США ядром глобалистов является «клинтоновская» структура, которой Д. Трамп нанёс поражение на президентских выборах; эта сила очень не любит отступать, и мы видим, какая напряжённая борьба идёт за и против курса Д. Трампа. На ключевом направлении, каковым по факту являются американо-российские отношения, глобалистам пока удаётся блокировать все попытки начать движение к позитиву.

В этом смысле путинская политика – единственно правильная: тотальная конфронтация с США абсолютно недопустима. Необходима максимальная выдержка, точечные ответы с учётом внутриполитической ситуации в США и продолжение строительства устойчивой многополярной (не вполне удачный термин) мировой системы. Напоминаю, что неизбежности прохождения через сингулярность Панова – Снукса никто не отменял, и чем выше будет обеспечена управляемость процесса, тем больше будут минимизированы издержки.

Одним словом, скучно не будет.

Михаил Александров. Рецензия на книгу М.А. Колерова "Сталин: от Фихте к Берия. Очерки по истории языка сталинского коммунизма"

АННОТАЦИЯ

В рецензии Михаила Александрова рассматриваются сильные и слабые стороны новой книги российского историка, издателя Модеста Колерова, посвященной эволюции идеологии российского большевизма от интернационального марксизма до национально-государственного социализма, поиску ее интеллектуальных истоков. Автор рецензии показывает, что концепция изолированного развития национальной экономики в СССР, которую М.А. Колеров связывает с трудами Ф. Листа, в действительности основывалась на идеях русских экономистов- народников, которые опирались на исторический опыт России — и пришли к своим выводам независимо от этого выдающегося немецкого мыслителя.

Выступление Коста Дзугаева на презентации книги «Понятие «окна возможностей» применительно к интеграционно-воссоединительному процессу Осетии (1917 – 1921 гг.)»

            
Уважаемый Президент!
         Уважаемые участники презентации, дорогие гости!
       Позвольте Вас поблагодарить за посещение сегодняшнего мероприятия, и выразить уверенность в успешности нашей общей работы.
   Вашему вниманию предлагается монография под названием «Понятие «окна возможностей» применительно к интеграционно-воссоединительному процессу Осетии (1917 – 1921 гг.)». Звучит, как говорится, наукообразно и даже несколько громоздко, но для простоты восприятия можно заменить его всего лишь двумя словами: «Воссоединение Осетии».
         В этих двух простых словах заключается весь глубинный смысл, суть и цель вековой политической борьбы осетин за восстановление единства своей разорванной малой родины во всём объёме понятия единства, начиная с его государственнических форм.
         Сегодня продвижение южных осетин на этом пути – пути воссоединения Осетии, достигло небывалых ранее рубежей: нашему поколению удалось вывести Южную Осетию из-под власти грузинского государства и заслужить своей самоотверженной борьбой признание со стороны России своей государственности.
         

Объединение Южной Осетии и Северной: когда и зачем?

По моим оценкам, «независимцам» удалось достичь критических 5%. Более того, за прошедшие пять лет шёл медленный рост этой политической группы, потому что власть этому благоволила. Рост шёл за счёт не определившихся, колеблющихся процентов сограждан, в первую очередь, к сожалению, молодёжи: иных молодых людей «независимцам» старшего возраста удалось сориентировать на дело неслыханное — на борьбу против единства собственного народа. Вместе с тем сторонники воссоединения стабильно держатся на уровне приблизительно 85%, не уменьшаясь, но пока и не увеличиваясь.

Новая власть (которая, между нами, доверительно — ну о-о-очень далеко ещё не новая…), следовательно, по этой кардинальной политической позиции имеет весьма проблемное наследие. С одной стороны — придётся останавливать и поворачивать вспять эту негативную тенденцию, сформированную властью предыдущей, и делать это по возможности мягко, управляемым скользящим компромиссом (не давить же на «независимцев», не вышвыривать с работы и загонять в информационное подполье, мы же не хотим использовать их методы, не так ли?). С другой стороны, за прошлые годы сложился сильнейший перекос в верхнем эшелоне: «независимцы» там представлены в гигантской диспропорции по отношению к их электоральному проценту. Не потому ли прошлая власть не проводила полноценных социологических исследований по этой проблематике, да и результаты тех, которые проводились, по сей день засекречены?

 

Т. М. Елканова. Этико-аксиологический компонент общегуманитарного базиса образования и некоторые методы его реализации

Нравственные, этические, эстетические и общекультурные знания являются важным компонентом в содержании обучения. Предлагаемая нами модель гуманитаризации образовательного процесса [7] реализует единство функционирования мотивационно-потребностного, когнитивно-операционального, оценочно-эмоционального и деятельностно-поведенческого компонентов ценностного отношения к социально-культурной и профессиональной деятельности будущего специалиста. Этико-аксиологический компонент разработанной нами концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования предусматривает выявление и всестороннее использование этико-гуманистического потенциала как изучаемых дисциплин, так и реально существующих и специально конструируемых профессиональных и социально-культурных ситуаций окружающей действительности, акцентирование внимания на их аксиологических, этических и социальных аспектах; способствует персонализации гуманитарных ценностей.

 

Страницы

Подписка на RSS - Тезаурус