Вы здесь

Тезаурус

Т. М. Елканова. Этико-аксиологический компонент общегуманитарного базиса образования и некоторые методы его реализации

Нравственные, этические, эстетические и общекультурные знания являются важным компонентом в содержании обучения. Предлагаемая нами модель гуманитаризации образовательного процесса [7] реализует единство функционирования мотивационно-потребностного, когнитивно-операционального, оценочно-эмоционального и деятельностно-поведенческого компонентов ценностного отношения к социально-культурной и профессиональной деятельности будущего специалиста. Этико-аксиологический компонент разработанной нами концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования предусматривает выявление и всестороннее использование этико-гуманистического потенциала как изучаемых дисциплин, так и реально существующих и специально конструируемых профессиональных и социально-культурных ситуаций окружающей действительности, акцентирование внимания на их аксиологических, этических и социальных аспектах; способствует персонализации гуманитарных ценностей.

 

Яна Амелина. Аналитический доклад «Группы смерти» как угроза национальной безопасности России

Кавказский геополитический клуб выпустил аналитический доклад «Группы смерти» как угроза национальной безопасности России», раскрывающий потенциал использования широкой сети деструктивных сообществ в социальной сети вКонтакте для дестабилизации обстановки в РФ.

КОСМОС - НАША ОБИТЕЛЬ! Российскими учёными записан необычный сигнал

Александр Панов - международной известности учёный, российский соавтор кардинального открытия, совершённого в новом веке - "вертикали Панова - Снукса". Последнее время он больше занимается астрофизикой, читает на физфаке МГУ лекции по космологии, а кроме того, уже более двух лет руководит реальной наблюдательной программой по проблеме SETI на радиотелескопе РАТАН-600 в Карачаево-Черкесии. 

Поздравление коллеге (60 лет Коста Дзугаеву)

В трудные для университета 90-е годы К. Г. Дзугаев был одним из тех, кто подставил своё плечо под тяжесть навалившихся проблем и помог удержать учебно-воспитательный процесс от сползания к опасной черте, а базовое культурно-просветительское учреждение Южной Осетии – от развала. Ему пришлось читать, кроме основного курса философии, ещё и ряд смежных дисциплин философского круга: культурологию, политологию, конфликтологию, историю политических и правовых учений, риторику, несколько спецкурсов; особо  следует выделить курс этики – философской дисциплины, которую К. Г. Дзугаев сделал для студентов притягательной и интересной. В ЮОНИИ К. Г. Дзугаев успешно работает над остро актуальной проблематикой осетинского воссоединения в составе России, им выполнены соответствующие годовые научные работы и подготовлены к публикации монографии «Понятие «окна возможностей» применительно к интеграционно-воссоединительному процессу Осетии» по периоду 1917 – 1921 гг. и 1925 г. (в производстве).
 

Ю.С. Гаглойти. Избранные труды. Том Первый.

Сегодня мы публикуем уникальнейшую книгу - полный текст первого тома "Избранных трудов" выдающегося осетинского учёного, кандидата исторических наук, профессора Юрия Сергеевича Гаглойти. Книга печатается по решению Совета Центра информационных технологий «Интеллектуальные ресурсы». Составитель и научный редактор: Дзугаев К.Г. В сборник включены научные, научно-популярные труды Ю.С. Гаглойти за 1959 –2009 годы, а также биографические данные.  Издание осуществлено при поддержке Фонда «Фаранк» и Центра информационных технологий «Интеллектуальные ресурсы».

Дзугаев К. Г. «Южная Осетия в системе кавказской безопасности»

Решение о восстановлении Южной Осетии было принято большевистскими вождями при советизации Грузии. В Южную Осетию  вернулось большинство из бежавшего в Северную Осетию населения, и она политико-административно насильственно была введена в состав теперь уже советской Грузии, вопреки неоднократно и предельно ясно выраженной воле самих южных осетин находиться в составе России. Этой воли осетинским активистам не простили и коммунистические руководители Грузии: в 1937 году грузинским НКВД были уничтожены практически все носители осетинской идеи воссоединения. Брежневский период развития можно с этой точки зрения назвать почти идеальным для грузино-осетинских отношений, но с началом перестройки национал-экстремизм вновь начал набирать силу в Грузии, а с распадом СССР и повторным обретением Грузией независимости южные осетины столкнулись с той же проблемой, что и в 1917 – 1920-х годах. Надо было спасаться, и спасение это мыслилось в единственных решениях: провозглашение Республики, выход из состава грузинского государства, осёдланного очередным нацистским режимом, и воссоединение с Северной Осетией в составе России. Эта воля народа была закреплена референдумом 19 января 1992 года. Ирредентистский характер югоосетинского национально-освободительного движения в то время был самоочевидным для всех без исключения южан, это понимают и многие коллеги в России – Константин Затулин, Андрей Епифанцев, Сергей Маркедонов, Владимир Новиков и другие; наконец, это знают и грузинские эксперты – специалисты по «осетинскому вопросу».

Болгарское культурное влияние

Масштабы болгарского культурного влияния давно перевалили за тесные политические границы болгарского государства. Причем, настолько далеко простерлась работа болгарских просветителей, что мы, сегодняшние недостойные наследники наших предков-титанов, даже не знаем о полных масштабах их грандиозной работы. В знаменательные даты, как, например, в День болгарского просвещения и культуры 24 мая, когда ненадолго, по чуть-чуть, вспоминаем общеизвестные факты о жизни и деятельности солунских братьев, всегда «забываем» рассказать о продолжении их дела за пределами Болгарии. Тысячи неизвестных болгарских последователей апостольской деятельности Кирилла и Мефодия, которые донесли учение равноапостольных братьев до всего славянского мира, превратили Болгарию в центр новой, третьей цивилизации в Европе. 

И.С. Хугаев. Осетинский Иггдрасиль. Замечания к билингвальной концепции осетинской национальной литературы проф. Н.Г. Джусойты

Прошу коллег простить меня, что возвращаюсь к этой уже набившей оскомину теме, но ведь воз и ныне там. Ктото скажет, что воза там уже нет, зато я сам все топчусь на том месте, где был воз. Это я и хочу прояснить в ходе данного рассмотрения общей назовем ее так для краткости билингвальной концепции профессора Джусойты (формулировка, тоже причиняющая мне некоторое этическое неудобство: Нафи Григорьевич не любит, когда его подозревают в «концепциях»; что-то он скажет? ведь он прочтет). Предупреждаю, однако, что здесь есть рефлексия, не относящаяся непосредственно к концепции Джусойты; данный текст является, скорее, рассуждением с самим собой по поводу его «уроков»; во всяком случае, некоторые мои замечания, как и построения Нафи Григорьевича, тоже будут носить «субъективный характер» [2, с. 12]. Нафи Григорьевич не занимался этой проблемой специально, хотя всегда держал ее в поле зрения. 

И.С. Хугаев. Модерн в драмах Батырбека Туганова

Очевидно, что с точки зрения идейной концепции произведения рабочие фабрики, доведенные до крайней степени отчаяния и уже готовые к стачке, - только провокация, повод для постановки больших исторических и нравственных вопросов, трактуемых главным героем Туганова в просветительской и, в определенном смысле, пропагандистской интонации. В связи с последним следует, в частности, обратить внимание на «краткий курс» политической экономии Маркса (известно, что Туганов специально изучал «Капитал») в обличительной речи Самсонова и на его же явные реминисценции с теорией «Происхождения семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса. Идеи исторического материализма и социализма придают драме открытый политический характер. Самсонов не ограничивается умозрительной теорией; в его речи звучат характерные призывы если не к революции, то к здравому смыслу: «Умерьте... господа капиталисты, свою алчность (...) Ваше богатство есть оружие обоюдоострое: не одних рабочих оно погубит, - и сами вы пострадаете не меньше»; естественно, она не могла быть напечатана в период русских революций.
 

Страницы

Подписка на RSS - Тезаурус